Тематический план-программа 
Занятий вокальной студии:
"Орфей"
Руководитель Шинкаркин Александр Владимирович

"Через вокальное искусство помочь ребенку ясно мыслить и глубже чувствовать"



Введение:
Ни один музыкальный инструмент не способен выразить всю глубину чувств, эмоций и настроений, как человеческий голос. Уникальность пения связана с неповторимостью тембральной окраски и исполнительскими возможностями человеческого голоса. С давних времен пение являлось составной частью народных праздников, гуляний, обрядов и было отражением социальных отношений и образа жизни людей.
Голос развивается множеством способов. Не уметь петь также стыдно, как не уметь читать. Человеческий голос должен быть высоким, чтобы быть слышным издали, нежным, чтобы нравиться слушателям, ясным и светлым, чтобы наполнять уши.

Пояснительная записка.
Данная программа основана на основе эффективной методики известного музыканта, педагога, композитора - Г.А. Струве. Методика состоит из наглядных игровых упражнений, имеющих простую доступную форму для ребенка с соблюдением основного педагогического принципа: от конкретного к абстрактному.
В упражнениях объединены три важных компонента: зрительный, слуховой, двигательный. Например: кулачек - поется "раз", кисть вверх - "два", рука ладонью вниз - "три". Это своеобразные музыкальные ступени, по которым видно, что "два" выше, чем "раз", "три" выше, чем "два". Эти упражнения с ручными знаками, а далее - пение по руке (рука - как нотный стан) интенсивно развивает координацию между голосом и слухом. При разучивании песен я преследую две цели: выучить песню и развить навык пения по ручным знакам.
Занятия по предлагаемой методике могут быть как индивидуальные, так и групповые. Зная музыкально-слуховые возможности каждого ребенка, можно найти примерную звуковую зону, удобную для всех детей группы, часов применяя пение без сопровождения. Это активизирует музыкальный слух и улучшает интонацию. Привыкая слухом контролировать свой голос в сочетании с другими, ребенок начинает лучше петь в унисон.
Отличительными особенностями программы являются:
А) одновременное использование комплексного обучения по вокалу и сценическому движению независимо от возраста ребенка
Б) включение детей в выступления перед широкой аудиторией, независимо от срока обучения, с использованием современных фонограмм, различных по жанру песен

ЦЕЛЬЮ программы является содействие в становлении, развитии и обогащении творчески растущей личности ребенка путем формирования у него музыкально-эстетических способностей, навыков и творческого трудолюбия.
Осуществление и реализация этих целей через:
А) обучение элементарным навыкам вокально-эстрадного пения
Б)постановка голоса, системы дыхания
В)развития артикуляционного аппарата, звукообразования, звуковедения
Г)развитие у детей ладового и метроритмического чувства
Д)научить работать ребенка с техническими средствами: микрофон, шнур, стойка, фонограмма, видеокамера и запись в студии

Тематический план
Занятия студии эстрадного вокала проводятся в группах по 12-15 детей, два раза в неделю по 2 часа в каждой группе. Возраст детей 7-15 лет.

№ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1. Понятие о певческом голосе, дирижерский жест и его функции, 
 
певческое дыхание пение на диафрагме.
-8
2. Музыка как вид искусства, ее особенности и средства выразительности. Понятие о музыкальном звуке и его свойствах.
-8
3. Вокальное искусство, его особенности. Речевая интонация в голосе,
-8
в музыке. Выразительность пения.
4. Мелодия и ритм в музыке, их роль и степень выразительности. 
Мелодия в вокальной музыке. Разучивание простейших песен 
одноголосного пения.
-10
5. Прослушивание аккомпанемента, разучивание текста, подобранного материала. Разучивание мелодической линии.
-11
6. Регистры. Октавные звуки. Вокальные упражнения для развития 
голоса. Понятие паузы, интонации в целом, тембровой окраски
голоса.
-9
7. Характеристика певческих голосов. Разбор прослушанных мелодий. Обратить внимание на выразительные средства звуковедения. Совместимость мелодии, аккомпанемента и текста.
-8
8. Понятие лада. Работа над дикцией, артикуляцией. Правильное 
произношение и перенесение согласной в пении. Вокальные
упражнения. Развитие навыков слуха. 
-12
9. Понятие о резонаторах: головного и грудного, их предназначение и роль в пении. Работа с наушниками. Умение слушать свой голос и анализировать исполнение. -8
10.Понятие округления звука и пения. Повторение пройденного. Лад. Устойчивые и неустойчивые звуки. Упражнения на укрепление дыхания Ударные слова в поэтической строке, их логическое выделение. -9
11.Работа над чистотой интонации разученных песен. Пение упражнений и мелодий в различных темпах. Определение на слух мажора и минора. -12
12.Работа над сценическим исполнением. Работа вокалистов с микро фоном на сцене. Сценическое движение, эмоциональность. 
Донесение содержания песен до слушателей.
-10
13.Работа над подвижностью и гибкостью голоса (легат-то, стаккато). Определение тональности данной песни. Работа над исполнением песни дуэтом.
-8
14.Работа над исполнением песни ансамблем с применением шумовых инструментов. Работа над умением слушать голоса в ансамбле. Формирование чувства строя ансамбля. Знакомство с интервалом. 
-13
15.Работа над мягким произношением звуков и слов на тихой и средней звучности. Беседы в области музыкальной литературы. Формирование потребностей музыкально-эстетической деятельности.
-10
ИТОГО
144 ЧАСА.


Искусство является одним из наиболее благодатных способов самовыражения, особенно необходимое в детском и юношеском возрасте. Поэтому, если учесть все приемы и методы работы в комплексе, то ребенок сможет в итоге почувствовать собственную значимость в жизни, уверенность в себе и своих возможностях. А это есть путь к творческому росту личности.

Сайт создан в системе uCoz