Тематический
план-программа
Занятий вокальной студии:
"Орфей"
Руководитель Шинкаркин Александр
Владимирович
"Через вокальное искусство помочь
ребенку ясно мыслить и глубже чувствовать"
Введение:
Ни один музыкальный инструмент не способен
выразить всю глубину чувств, эмоций и
настроений, как человеческий голос.
Уникальность пения связана с
неповторимостью тембральной окраски и
исполнительскими возможностями
человеческого голоса. С давних времен пение
являлось составной частью народных
праздников, гуляний, обрядов и было
отражением социальных отношений и образа
жизни людей.
Голос развивается множеством способов. Не
уметь петь также стыдно, как не уметь читать.
Человеческий голос должен быть высоким,
чтобы быть слышным издали, нежным, чтобы
нравиться слушателям, ясным и светлым,
чтобы наполнять уши.
Пояснительная записка.
Данная программа основана на основе
эффективной методики известного музыканта,
педагога, композитора - Г.А. Струве. Методика
состоит из наглядных игровых упражнений,
имеющих простую доступную форму для
ребенка с соблюдением основного
педагогического принципа: от конкретного к
абстрактному.
В упражнениях объединены три важных
компонента: зрительный, слуховой,
двигательный. Например: кулачек - поется "раз",
кисть вверх - "два", рука ладонью вниз -
"три". Это своеобразные музыкальные
ступени, по которым видно, что "два"
выше, чем "раз", "три" выше, чем "два".
Эти упражнения с ручными знаками, а далее -
пение по руке (рука - как нотный стан)
интенсивно развивает координацию между
голосом и слухом. При разучивании песен я
преследую две цели: выучить песню и развить
навык пения по ручным знакам.
Занятия по предлагаемой методике могут
быть как индивидуальные, так и групповые.
Зная музыкально-слуховые возможности
каждого ребенка, можно найти примерную
звуковую зону, удобную для всех детей
группы, часов применяя пение без
сопровождения. Это активизирует
музыкальный слух и улучшает интонацию.
Привыкая слухом контролировать свой голос
в сочетании с другими, ребенок начинает
лучше петь в унисон.
Отличительными особенностями программы
являются:
А) одновременное использование
комплексного обучения по вокалу и
сценическому движению независимо от
возраста ребенка
Б) включение детей в выступления перед
широкой аудиторией, независимо от срока
обучения, с использованием современных
фонограмм, различных по жанру песен
ЦЕЛЬЮ программы является содействие в
становлении, развитии и обогащении
творчески растущей личности ребенка путем
формирования у него музыкально-эстетических
способностей, навыков и творческого
трудолюбия.
Осуществление и реализация этих целей
через:
А) обучение элементарным навыкам вокально-эстрадного пения
Б)постановка голоса, системы дыхания
В)развития артикуляционного аппарата,
звукообразования, звуковедения
Г)развитие у детей ладового и
метроритмического чувства
Д)научить работать ребенка с техническими
средствами: микрофон, шнур, стойка,
фонограмма, видеокамера и запись в студии
Тематический план
Занятия студии эстрадного вокала
проводятся в группах по 12-15 детей, два
раза в неделю по 2 часа в каждой группе.
Возраст детей 7-15 лет.
№ СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
1. Понятие о певческом голосе, дирижерский
жест и его функции,
певческое дыхание пение на диафрагме. -8
2. Музыка как вид искусства, ее особенности и
средства выразительности. Понятие о музыкальном звуке и
его свойствах. -8
3. Вокальное искусство, его особенности.
Речевая интонация в голосе, -8
в музыке.
Выразительность пения.
4. Мелодия и ритм в музыке, их роль и степень
выразительности.
Мелодия в вокальной музыке. Разучивание
простейших песен
одноголосного пения. -10
5. Прослушивание аккомпанемента,
разучивание текста, подобранного материала.
Разучивание мелодической линии. -11
6. Регистры. Октавные звуки. Вокальные
упражнения для развития
голоса. Понятие паузы, интонации в целом,
тембровой окраски
голоса. -9
7. Характеристика певческих голосов. Разбор
прослушанных мелодий. Обратить внимание на
выразительные средства звуковедения.
Совместимость мелодии, аккомпанемента и
текста. -8
8. Понятие лада. Работа над дикцией,
артикуляцией. Правильное
произношение и перенесение согласной в
пении. Вокальные
упражнения. Развитие навыков слуха. -12
9. Понятие о
резонаторах: головного и грудного, их
предназначение и роль в пении. Работа с
наушниками. Умение слушать свой голос и
анализировать исполнение. -8
10.Понятие
округления звука и пения. Повторение
пройденного. Лад. Устойчивые и неустойчивые
звуки. Упражнения на укрепление дыхания
Ударные слова в поэтической строке, их
логическое выделение. -9
11.Работа над
чистотой интонации разученных песен. Пение
упражнений и мелодий в различных темпах.
Определение на слух мажора и минора. -12
12.Работа над сценическим исполнением.
Работа вокалистов с микро фоном на сцене.
Сценическое движение, эмоциональность.
Донесение содержания песен до слушателей. -10
13.Работа над подвижностью и гибкостью
голоса (легат-то, стаккато). Определение
тональности данной песни. Работа над
исполнением песни дуэтом. -8
14.Работа над исполнением песни ансамблем с
применением шумовых инструментов. Работа
над умением слушать голоса в ансамбле.
Формирование чувства строя ансамбля.
Знакомство с интервалом. -13
15.Работа над мягким произношением звуков и
слов на тихой и средней звучности. Беседы в
области музыкальной литературы.
Формирование потребностей музыкально-эстетической
деятельности. -10
ИТОГО 144
ЧАСА.
Искусство является одним из наиболее
благодатных способов самовыражения,
особенно необходимое в детском и юношеском
возрасте. Поэтому, если учесть все приемы и
методы работы в комплексе, то ребенок
сможет в итоге почувствовать собственную
значимость в жизни, уверенность в себе и
своих возможностях. А это есть путь к
творческому росту личности.